Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Спас на крови > Каменное убранство

Каменное убранство

Декоративное убранство собораМногоцветный, яркий, нарядный храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге обладает мощной притягательной силой. Декоративная отделка его фасадов насыщена и разнообразна: ювелирные эмали на меди, цветная глазурованная черепица, золоченые медные купола, цветной облицовочный кирпич, цветные фарфоровые вставки, эстляндский мрамор, гранит, мозаичные гербы российских городов и губерний. Особое значение в убранстве собора принадлежит поделочному камню.

Нижняя часть наружного цоколя храма облицована темно-серым, а верхняя часть, фигурные гранитные колонки и двухлопастные арки с "гирьками" – светло-серым гранитом, добытым на острове Германа (Ладожское озеро). Из темно-красного норвежского граниты выполнены двадцать мемориальных досок с надписями о деяниях царствования императора Александра II.

Облицовку цоколя выполняли мастера известной в Петербурге в конце XIX в. скульптурной мастерской Гаэтано Бота Баринов, Крутиков и Благодарев.

Фрагмент мозаики сводов собораВерхний пояс цоколя выполнен в виде декоративной аркады, колонки и кокошники, украшающие окна на фасадах храма, изготовлены из эстляндского мрамора. Все мраморные работы на фасадах выполняли мастера эстонской фирмы "Кос и Дюрр".

Четыре крыльца оформлены треугольными кокошниками из эстляндского мрамора, их колонны изготовлены из серого гранита Усть-Каменогорского месторождения.

Высокое качество обработки материалов, выявление природной красоты камня - все это характерно для мастерства русских камнерезов, и наиболее ярко проявилось в декоративно-художественном убранстве интерьера храма Воскресения Христова.

Разнообразие и обилие пород самоцветов и поделочного камня в соборе поражает воображение. В создании интерьера принимали участие лучшие отечественные и итальянские мастера.

Сень на месте смертельного ранения императора Александра IIОсобое внимание уделено мемориальной зоне - месту смертельного ранения императора Александра II, которая находится на семь ступеней ниже пола памятника. На уровне мостовой воспроизведен фрагмент набережной Екатерининского канала (4,5 кв.м): звено решетки, три плиты тротуара и булыжное мощение, где была пролита кровь царя-освободителя. Над этим местом возведена сень - благословение Божье, охраняющее особо почитаемое в храме место. Она выполнена по рисунку А.А.Парланда и установлена в 1907 году.

Основание сени - четыре колонны с базами и капителями из серо-фиолетовой яшмы. Над ними поднимаются надкапительные столбики из ревневской яшмы, соединенные между собой резным каменным навесом из уральского благородного змеевика (маховика). Колонны поддерживают высокий антаблемент, украшенный по периметру каменным резным фронтоном, а по углам - стилизованными вазами из николаевской яшмы. Над антаблементом возвышаются в три яруса 24 кокошника. Промежутки между ними разделены розетками в виде подсолнухов. Завершал сень высокий восьмигранный шатер и установленный на высоте 14 м крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.

Схема орнамента мраморного полаУдивительной роскошью отличался свод сени. Его убранство было выполнено в технике флорентийской мозаики из драгоценных камней более тридцати видов. Только для создания фона было использовано около 50 кг бухарской ляпис-лазури. Ограждает сень орлецовая балюстрада с ажурной металлической решеткой.

Яшмовые колонны сени выполняли мастера Петергофской гранильной и Колыванской полировальной фабрик с 1897 по 1906 годы. Балюстрада была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1911 году и направлена на Петергофскую гранильную фабрику, где в течение двух лет продолжалась ее доработка. Завершилась установка балюстрады только в 1913 году.

Двадцать четыре кокошника из ревневской яшмы, резьба в тимпанах кокошников и четыре вазы из николаевской яшмы были выполнены на Алтае колыванскими мастерами.

Резные каменные подзоры из маховика, розетки между кокошниками из родонита и восьмигранная пирамида шатра из уральского змеевика были изготовлены на Урале екатеринбургскими камнерезами.

Воскресение Христа. Мозаика южного киота. По оригиналу М.В.НестероваОсобую роль в декоративном убранстве Спаса на крови играет уникальнейший мозаичный пол из цветных итальянских мраморов, удивительно гармонирующих с мозаичным убранством. Подобно древнегреческим и древнеримским памятникам, пол храма представляет собой сплошные красочные орнаменты, созданные в 1903 - 1905 гг. мастерами генуэзской фирмы "Нови" по рисункам Парланда.

Цокольная часть стен внутри собора облицована  серпентинитом, заготовленным в Неаполе, с широким плинтусом из красного левантийского мрамора. Облицовка цоколя пилонов - житомирский лабрадорит, обладающий свойством иризации: из глубины темной поверхности камня он светится светлыми и голубыми искрами (особенности его кристаллической структуры).

Рядом с иконостасом храма находятся северный и южный киоты, общее цветовое решение которых построено на контрастном сопоставлении природного цвета минералов. Темно-серый цвет полосчатой ревневской яшмы цоколя усиливает звучание сочного розового цвета орлеца (родонита) верхней части киота и гармонирует с цветной облицовкой стен. Тональная нейтральность нижней части киота помогает оценить по достоинству его богатую и пышно декорированную верхнюю часть. Красивый по своему природному окрасу орлец орнаментирован резьбой из уральских яшм нежных пастельных палевых, серых и бежевых тонов с редкими красными пятнами.

Центральный неф собораДевять колонок в цоколе киотов выполнены из темно-красного коргонского порфира. Вертикальные плоскости украшены красной пятнистой яшмой.

Особая декоративность, нежные палевые, серые и бежевые тона присущи орской яшме северного киота. Его украшают орнаментальные резные пластины из пятнистой орской яшмы, закрепленные на фоне молочно-белого кварца. Крест и орнаменты центрального кокошника выполнены из аушкульской яшмы.

В южном киоте орнамент выполнен из серо-бежевой нежно-пятнистой яшмы и закреплен на фоне красно-белой орской яшмы.

Орлец в киотах Спаса на крови представлен своим лучшим сортом - ярко-розовым (уральское Сидельниковское месторождение). Обрабатывали его на Екатеринбургской гранильной фабрике, здесь же были изготовлены орнаментальные резные пластины, колонны из орской яшмы, кресты кокошника и орнаменты из аушкульской яшмы.

Цоколь киотов из темно-серой ревневской яшмы и колонки из порфира выполнены на Колыванской полировальной фабрике.

ИконостасВ оформлении киотов ярко проявилось высокое профессиональное мастерство русских камнерезов, умеющих выявить природную красоту минерала, вдохнуть в камень жизнь.

Иконостас Спаса на крови был выполнен в Генуе мастерами фирмы "Нови" по эскизам Парланда в 1901 - 1907 годах. Камнерезные работы производились по моделям русского скульптора Степанова.

Иконостас разделен на центральную, северную и южную части, и в его художественно-декоративном убранстве ведущую роль играет камень. Перед нами предстает уникальный по цветовому подбору мрамор: красно-коричневый с разноцветными прожилками внизу, выше он постепенно светлеет и, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым, напоминая резьбу по дереву. Плоскость иконостаса разделена четырнадцатью колоннами, каждая из которых имеет свой особый узор.

Северный нефВенчали карниз иконостаса резные кокошники с крестами, украшенными драгоценными топазами.

В декоративном убранстве иконостаса этого храма проявились художественные особенности, характерные для произведений русского камнерезного искусства конца XIX - начала XX веков, - стремление к внешним эффектам. Действительно, некоторая излишняя вычурность и условность форм приводит к утрате подлинной красоты природного камня. Но качество выполнения камнерезных работ иконостаса свидетельствует о высокой профессиональной подготовке мастеров.

Иконостас Спаса на крови - образец профессионального мастерства его создателей и пример художественного убранства русских храмовых построек начала XX века.

Подготовлено В.А.Зеленченко